Воспитательная деятельность как особый вид педагогической деятельности осуществляется педагогом в системе педагогических отношений и направлена на:

  • совершенствование людей и отношений между людьми;
  • создание благоприятных условий для развития личности;
  • среду обитания;
  • микроклимат общностей, в которые входит воспитанник.


Существует понятие «воспитывающая деятельность», под которой понимается это сотрудничество педагога и воспитанника в деятельности, ориентированной на получение предметного результата и параллельно обладающей воспитательной функцией. 
Воспитательная работа связана с целевым выполнением воспитательных функций, это деятельность, направленная на организацию воспитания. Слово «работа» подчеркивает прикладной аспект воспитательной деятельности.

Функции воспитательной деятельности

Функция (от лат. functio – совершение, исполнение) в социальном понимании – роль, которую носитель деятельности выполняет относительно потребностей общественной системы более высокого уровня организации; зависимость, которая наблюдается между различными процессами в рамках данной системы.
В силу многосторонности феномена воспитания функции воспитательной деятельности могут быть обращены к воспитанникам, воспитательному процессу, воспитательным системам разного уровня сложности и масштабов. К общим, универсальным функциям деятельности педагога-воспитателя относятся следующие.
Преобразующая (человеческое качество, систему отношений, педагогические условия, пространство воспитания и воспитательную среду) функция обеспечивает использование закономерностей процессов развития, формирования в интересах становления человеческого образа. Она реализуется в многочисленных формах, связанных с социализацией, поддержкой, коррекцией адаптацией.
Информационная функция, заданная необходимостью обмена культурным опытом между поколениями. Она реализуется в формах воспитывающего обучения, нравственного, этического, правового просвещения, свободного общения педагогов и воспитанников
Коммуникативная функция обеспечивает педагогическое взаимодействие участников воспитательного процесса, способствует развитию системы понимающего общения, созданию атмосферы защищенности и открытости.
Организационная функция связана с необходимостью организации в воспитательных целях многообразной деятельности, а также управления развитием воспитательных систем и воспитательного процесса.
Демонстрационная функция обусловлена требованием эталонных действий педагога, призванного своим поведением транслировать воспитанникам культурные образцы, а также необходимостью формирования и предъявления идеалов воспитания.
Конкретизация функций (иначе – целевого назначения действий) субъекта воспитательной деятельности происходит на уровне решения педагогических задач, которые, в свою очередь, соотносятся с целью деятельности и этапами развития воспитательного процесса. В силу этого выделяются целевые и процедурные функции.

Например, организационная функция воспитательной деятельности, конкретизированная для ситуации управления развитием коллектива, с одной стороны, предполагает выполнение действий по формированию норм коллективной жизнедеятельности, организационному сплочению, созданию условий для адаптации и самореализации в системе коллективных отношений (целевые функции). С другой – диагностику уровня развития коллектива и отношений в нем, организацию многообразных видов деятельности, подготовку организаторов и др. (процедурные функции).


 Мероприятия

 Внеурочная занятость  

 Безопасность